Роль электронного дневника в организации информационно-образовательного пространства школы
В наш век развития и внедрения информационных технологий постоянно появляются новые и совершенствуются старые механизмы по улучшению общественной и частной жизни во всех сферах деятельности. Школы не стали исключением. Во многих из них уже есть и интерактивные доски, и электронные журналы, и электронные школьные дневники. Но почему же тогда власти не сделают все эти достижения обязательными и повсеместными? Чем плох, например, электронный школьный дневник? Система Дневник.ру была создана в Санкт Петербурге в 2007 году. Сегодня насчитывается около 500 000 зарегистрированных пользователей, притом, что к занятиям в школе приступили 13 млн. детей. В чём же состоит суть, достоинства и недостатки электронного дневника? Почему мы должны заполнять два дневника: бумажный и электронный? И самый, наверное, главный вопрос: кому это надо? В этих вопросах мы постараемся сегодня разобраться. Дневник.ру – это уникальный Интерет-проект, целью которого является создание единой, образовательной сети для всех участников образовательного процесса. Дневник представляет собой разнообразные сервисы для школьников, учителей и родителей: расписание уроков, электронный журнал, электронный дневник, домашние задания, школьный сайт, библиотека художественной литературы (содержит все произведения, изучаемые в рамках школьной программы). Всё это позволяет расширить образовательные возможности. Посредством электронного дневника облегчается взаимодействие между родителем и образовательным процессом ребенка: они могут смотреть его текущее расписание занятий, следить за количеством домашних заданий, контролировать оценки, прогулы, а также получать полезную информацию о проводящихся мероприятиях в школе (родительские собрание, сборы, субботники и т.д.). Благодаря возможностям системы, родители одного ребенка, зайдя в журнал, не смогут увидеть замечания и заметки о других учениках – им будет дана информация об их ребенке, а также общая информация о различных мероприятиях. Школьникам, в свою очередь, система электронного журнала напомнит таблицу расписания, где можно увидеть имеющиеся домашние задания и расписание уроков на всю неделю. Данный инструмент дает возможность смотреть ученику свою статистику и рейтинги по оценкам по годам, месяцам или неделям, что обуславливает и создает мотивацию учащегося к повышению своих оценок. Учителя получают быстрый и удобный способ общения с родителями учеников. Кроме того, каждый учитель радеет за свое дело, за своих учеников, за свой класс, если он является классным руководителем. А иногда, к сожалению, возникают ситуации, которые препятствуют полноценному участию учителя в учебном процессе и учитель не может находиться в школе. Одним из таких случаев может быть болезнь учителя. В таком случае его заменяет другой. Осуществлять контроль и иметь на руках всю необходимую информацию по тому, как ученики получают учебный материал и насколько хорошо они его осваивают, учитель может увидеть в электронном дневнике. В таком случае, ему достаточно выйти в Интернет дома, зайти на страницу электронного дневника, ввести свои идентифицирующие данные, после этого он сможет, не прибегая к звонкам в школу учителю его заменяющему, получить информацию о домашнем задании учащихся, их поведении на уроках и данные о полученных учащимися оценках. Второе направление - столь популярные сейчас элементы социальных сетей. Для комфортного общения предлагается заполнять личные страницы (фото, музыка, видео и др.) Пользователи находят друзей, что позволяет без помощи психолога и анкетирования узнать «климат» в классе. Родителям интересно общаться на школьные темы с другими родителями. Делиться впечатлениями, обмениваться информацией, давать и получать советы... Гарантирует многоуровневую систему безопасности. Учителя, учащиеся и их родители могут пройти регистрацию на сайте только после получения пригласительных кодов в своей школе. Все коды хранятся у администрации школы и не подлежат разглашению. Возможность добавления новых пользователей в «Дневник.ру» предоставлена только администраторам школ, поэтому отсутствие посторонних лиц на сайте гарантировано. С одной стороны, электронный дневник – это система для взаимодействия учеников, их родителей, учителей и администрации школы посредством Интернета. С помощью электронных дневников родители смогут следить за успеваемостью ребенка: за его расписанием занятий, домашними заданиями, оценками, прогулами, узнать вовремя о предстоящем родительском собрании, а также общаться онлайн с учителями и администрацией школы. Учителя же получат удобный и быстрый способ общения с родителями. Казалось бы, все должны быть «за» обеими руками, но, как известно, у медали есть и другая сторона. Итак, Ваша школа подключена к Дневнику. Сейчас это не является технической проблемой. Возникает проблема организационная. Дневник должен заработать. В первую очередь, необходим администратор, который постоянно будет следить за работоспособностью Дневника. Необходима группа, в состав которой должны входить представители администрации, учителя, ученики. Они будут заниматься подбором, оперативной обработкой новостей, регулярно обновляющихся на странице Вашей школы. Успех электронного дневника зависит не только в регулярном заполнении оценок и домашних заданий. Хотя и это порой бывает проблематично. · недостаточное количество компьютеров с выходом в Интернет в школе; · наличие целевых финансовых средств на стимулирование данной работы; · нежелание или неумение учителей работать с новой системой, заполнять и бумажный и электронный дневники; · неимение во многих семьях возможности просматривать электронный дневник. Тогда возникает вопрос: для кого? · лень родителей; По данному вопросу мной было проведено анкетирование в 5 «А». Из результатов которого я узнала, что 70% семей имеют доступ к Интернету дома, а, следовательно – посещают электронный дневник (50% - ежедневно, остальные 2-3 раза в неделю) для того, чтобы просмотреть оценки и домашние задания. А как же тогда другие возможности электронного дневника? Сегодня нужны или нет электронные версии журналов и дневников – это решает каждая школа самостоятельно, и многие пока что отказываются, чем соглашаются. Тем не менее возникает вопрос: возможно ли с помощью электронного дневника улучшить систему образования и воспитания детей? Ведь оценки в дневниках теперь нельзя ни стереть, ни подделать, как в бумажной версии, остаётся только учиться, улучшая показания знаний. Может быть, этот аргумент станет стимулом и для ребенка, и для учителя?
|